Жанр путевых очерков в русской классической литературе XIX века

Написать сообщение
 29 сентября 2022 в 14:37   |    377
Рейтинг статьи: 0

Такой литературный жанр, как путевые заметки и очерки, в русской классике XIX века, в отличие от зарубежной литературы, не получил широкого развития. Если в Западной Европе выходила масса книг с описанием авторами собственных путешествий, то в России того времени такие книги были достаточно большой редкостью.

Среди действительно крупных писателей, составляющих славу русской словесности, и написавших интересные путевые очерки, в 19-м веке можно выделить всего лишь двоих – это поэт Александр Сергеевич Пушкин и писатель-прозаик Иван Александрович Гончаров.

Перу А.С. Пушкина принадлежит цикл очерков «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», законченный им спустя целых семь лет после этого путешествия, в 1836 году. Напротив, И.А. Гончаров опубликовал свой цикл очерков «Фрегат Паллада» сразу же после возвращения из плавания на этом судне – в 1855 году.

Что характерно, оба русских автора совершали свои путешествия далеко не только в туристических целях, но в первую очередь по государственной надобности, в интересах службы.

А.С. Пушкин служил камер-юнкером при императорском дворе, и был направлен в 1829 году во время похода фельдмаршала И.Ф. Паскевича в Закавказье сопровождать русские войска и литературно описывать как ход боевых действий, так и быт и характер проживающих там народов и картины местности.

И.А. Гончаров работал в российском Минфине переводчиком с иностранных языков – английского, французского, голландского, а в 1853 году его послали сопровождать в качестве секретаря русскую делегацию в Японию, отплывавшую в Страну Восходящего Солнца на парусном корабле-фрегате под названием «Паллада», и поездка эта затянулась на целых три года.

Кстати, обоих литераторов сближает не только служебно-командировочный характер их путешествий, но и резко отрицательное отношение к увиденному – и Пушкин, и Гончаров в своих очерках порой довольно резко отзываются о жителях тех местностей, где они побывали, иногда в их словах чувствуется довольно сильный оттенок презрения.

Ни Пушкин, ни Гончаров не испытывают пиетета перед заграницей, нет у них никакого самоуничижения, а наоборот, везде сквозит чувство гордости за Россию, которую они считают гораздо более приятной во всех отношениях страной, а русских людей они ставят на голову выше любого иностранца.

Безусловно, Гончаров, в отличие от Пушкина, посетил гораздо больше стран – Данию, Англию, Южную Африку, Индию, Сингапур, Китай, Японию, Филиппины, не считая массы мелких островов, а вот на долю Александра Сергеевича выпала лишь поездка по Грузии, Армении и Турции.

Поэтому большинству читателей написанный И.А. Гончаровым цикл очерков Фрегат Паллада нравится куда больше, чем пушкинское «Путешествие в Арзрум», хотя, конечно же, это в большей степени зависит от личного вкуса и пристрастий каждого читающего. По объёму написанного гончаровские очерки превосходя произведение Пушкина примерно раз в пятнадцать. Пушкин весьма лаконичен, зато Гончаров не упускает ни малейшей подробности.

Такое различие в стиле и объёме произведений двух русских классиков объясняется, в первую очередь, самим характером их поездок. Если путешествие в турецкий город Арзрум, совершённое А.С. Пушкиным, завершилось в несколько месяцев, и проходило довольно скоротечно, с постоянными перемещениями вслед за действующей армией, то у И.А. Гончарова не было необходимости куда-либо торопиться, плавал он на корабле с небольшой скоростью из-за частых штилей, имел свободнее время, потому и оставил больше подробностей.

Книга очерков И.А. Гончарова «Фрегат Паллада», равно как и «Путешествие в Арзрум» А.С. Пушкина, не входили и не входят в обязательную школьную программу, изучаются чисто факультативно, поэтому молодое поколение ведает об этих произведениях крайне мало.

Тем не менее, обе книги будут весьма интересны современному читателю, ведь многое из увиденного великими русскими писателями в период их заграничных поездок, хотя и устарело, но всё же даёт представление о национальном характере других народов, и хотя те японцы и турки, которых видели Пушкин и Гончаров, очень мало похожи на современных, всё же некоторые особенности их менталитета сохраняются до сих пор в неизменном виде.

Обе книги, и «Фрегат Паллада», и «Путешествие в Арзрум», читаются с интересом, в них ярко отображаются особенности литературного стиля обоих авторов, и оба упомянутых цикла очерков не только важны для понимания творчества Пушкина и Гончарова, но и входят в золотую сокровищницу русской классической литературы, являясь стандартом для жанра путевых заметок.

А если же Вас заинтересует более подробный анализ «Фрегата Паллада» И.А. Гончарова, а также скачивание электронного файла этой книги, рекомендуем сходить по нижеследующей ссылке:

Дополнительная информация:
Поделиться:

Отзывы о Жанр путевых очерков в русской классической литературе XIX века

Еще никто не оставлял свой отзыв. Вы можете стать первым!
Он будет опубликован только после проверки модератором.

Добавить отзыв


Ваше имя

Ваш e-mail

Защита от роботов:


ViP объявления

 12 апреля 2024 в 14:40
2 000 000
 12 апреля 2024 в 14:57
 Москва и Московская область

Аудио и видео

12 000

Похожие на Жанр путевых очерков в русской классической литературе XIX века